Аспирантура в Институте Психологии РАН
Часть 2
Как-то я прочитал в журнале «Вопросы психологии» статью, в которой авторы пытались найти корреляцию между результатами теста Айзенка и положением Солнца в натальной карте. Гипотеза исследования была следующая: если Солнце находится в мужском знаке, то должна быть выражена экстраверсия. Если Солнце находится в женском знаке – то должна быть выражена интраверсия. Одним из соавторов статьи был профессор, д.э.н. Владимир Николаевич Дружинин.

Для меня эта гипотеза показалась достаточно спорной. Так как в астрологии за психологические характеристики «отвечает» Луна, а не Солнце, то и надо для исследования корреляции использовать не положение Солнца, а положение Луны!
С юношеским максимализмом я написал электронное письмо Владимиру Николаевичу.
Причем в качестве своеобразного перформанса выбрать время для отправки письма, используя свои астрологические техники.
Удивительно, но профессор мне ответил. В своем письме он в целом одобрил мою идею и пригласил на встречу в Институт Психологии РАН.
Я приехал к нему на встречу, мы обсудили научные концепции астропсихологических исследований и для проведения дальнейших исследований по астропсихологической теме я поступил в аспирантуру ИП РАН под его чутким руководством. Причем сдал психологию на «отлично».
Обдумывали несколько подходов к проведению астропсихологических исследований.
Одно из направлений исследований было связано с исследованием интеллекта человека и оценки связи его интеллекта с положением Меркурия в гороскопе человека (положение Меркурия в знаках, стихиях, а также скорость меркурия и его ретроградность). Можно было бы выделить 4 типа интеллекта в зависимости от положения Меркурия в знаках определенных стихий. Астрологические интерпретации достаточно подробны, концептуализируй это как четыре типа интеллекта: огненный, водный, воздушный и земной. И ищи корреляции.
Путь вполне понятный – не я первый использовал идеи и форматы астрологических концепций без ссылки на астрологическое происхождение их. Уже начал собирать первичную информацию, в частности тестировать испытуемых по батарее тестов на интеллект (кажется я тогда выбрал тест Векслера).
Была идея идти к астрологии через ритмологию – и много читал Симона Моисеевича Шноля и других ритмологических текстов и ученых.
Но решили идти через близнецовые исследования.
В психологии популярны близнецовые исследования – когда на примере разлученных близнецов. изучаются средовые и генетические факторы, влияющие на их развитие. Была идея соотнести факторы различия в гороскопе с факторами различия в интеллекте и психологических характеристиках близнецов. Надо было найти фактаж – нужен была близнецовская выборка с достоверными временами рождения. Для близнецов знание времени рождения является критическим фактором, потому что с астрологической точки зрения именно она определяет их различия.
Надо было идти в роддома. Но не идти же туда с пустыми руками?

Я получил бумагу в ИП РАН о том, что являюсь аспирантом ИП РАН. С этой бумагой пошел в горздравотдел (или как он теперь называется) г. Воронежа и получил бумагу, что провожу психологические исследования как аспирант ИП РАН, и уже с этой бумагой пошел в один из роддомов, где попросил родовые книги – в которые записывают время рождения детей. Добросовестно вбил эти данные в свою базу данных, и на интервале в полгода у меня получилось 19 дат рождений близнецов с точным временем (разница между временем рождения близнецов от 10 до 30 минут). А также около десяти случаев смерти при родах.

Думаю что эта база могла бы использоваться для тестирования астрологии и астрологов. Есть время рождения детей, которые родились в одном роддоме, в один день с разницей в несколько часов, но у одного рожденного есть сиблинг-близнец, а у другого нет. И если дать эти натальные карты астрологу и спросить – у кого из них сиблинг есть, а у кого нет? И посмотреть какие техники он будет использовать и насколько его выбор совпадет с реальным положением дел. Потихоньку писал кандидатскую, писал теоретическую часть, сдал все три экзамена кандидатского минимума- язык, философию и психологию.
Были некоторые проблемы в научной упаковке гипотез, да и сами гипотезы были либо очевидными, либо сложно проверяемыми. В частности в случае близнецовых исследований дети должны были хоть немного подрасти чтобы разница между ними была заметна и верифицируема тестами.
Но в июне 2001 года Владимир Николаевич скоропостижно скончался.
И психологическая наука осталась без моих астропсихологически исследований.
Made on
Tilda